Осень. Возвращаюсь из сада, последний перекрёсток перед гаражами. Притормаживаю, пытаюсь выключить передачу - рычаг не сдвинешь, как ни тяни. Так на 3-ей и доехал, благо оставалось метров 300.
Сцепление работает, значит дело в коробке. Вспомнил, что ещё во время поездки пару раз тяжеловато включалась первая передача.
Дело к зиме шло - решил ремонт на весну отложить...
Вчера потратив почти пять часов всё-таки снял и разобрал коробку.
Вот и причина невыключавшейся третьей передачи - эта, назовём её втулка, при переключении соединяющая первичный и вторичный валы, слишком сильно ушла влево, к первичному валу, где благополучно и застряла, отказавшись возвращаться обратно.

Теперь надо понять ПОЧЕМУ это произошло.
Пока единственная версия, что эта пружина сломавшись, позволила проворачиваться на валу синхронизатору... Если конечно эта пружина сломана, может она и должна быть такой формы...

Да, и ещё - первичный вал сильно перемещался по оси - 1,5-2,5см примерно - может и из-за этого.